Интервью

Телеканал «Русский бестселлер» собрал 20 правил хорошего военного кино

Русский Бестселлер  |  7 мая

Ставить героя перед сложным выбором, давать зрителям надежду и не бояться искать новые формы… Российские режиссёры и продюсеры, преуспевшие в жанре военного кино, открыли свои секреты создания фильмов о Великой Отечественной и поделились c киноканалом «Русский бестселлер» правилами, которых стоит придерживаться, чтобы создать кинохит. 

 

Правила хорошего военного кино режиссёра Тимура Бекмамбетова.

Тимур Бекмамбетов заработал себе репутацию одного из самых непредсказуемых режиссёров — он не боится менять жанры, стиль, и точно знает, как впечатлить публику. Его новый военный блокбастер «Девятаев» — уникальная для российского кино постановка. Задумав кино о беспрецедентном подвиге советского лётчика, режиссёр сам пошёл на смелые эксперименты. Сцены боёв советских и немецких самолётов были смоделированы в ходе компьютерной онлайн-игры. «Девятаев» — первый фильм, который создавался сразу в двух форматах: горизонтальном — для просмотра в кинотеатрах, и вертикальном — для мобильных телефонов. В прокат картина вышла 28 апреля, критики и зрители уже отметили, что это — высочайшего уровня работа не только по российским, но и по мировым меркам.

1. Находиться в диалоге с лучшими представителями жанра.

Я не первый режиссёр, который снимает фильмы об этой страшной войне. Я обращался к опыту моих предшественников — замечательным фильмам, которые я с детства люблю, советским фильмам о войне: «Отец солдата», «В бой идут одни старики», «Судьба человека». Это фильмы, в которых, прежде всего, война раскрывается как страшное испытание, из которого мы, если выживем, — выходим сильнее, добрее, умнее. И это не забудется никогда. Я старался учиться у тех, кто снимал кино о войне до меня. И не только в России, потому что есть много прекрасных картин о войне, снятых итальянцами, французами. Например, «Старое ружье». Замечательный фильм французский, я очень его люблю. Американский «Список Шиндлера». Много-много фильмов, на которых я и рос, и воспитывался. И волей-неволей я нахожусь в диалоге с теми, кто эти фильмы снимал.

2. Брать истории реальных героев. Фильм должны принять их родственники.

Фильм «Девятаев» про реального человека. У Михаила Девятаева есть дети, которые должны посмотреть и принять фильм, и сказать: «Да, это наш отец. Да, это то, что мы хотим оставить после себя о нашем отце». И, если бы они сказали нет, то этот фильм никогда бы не вышел на экраны. У меня в жизни такой второй проект. До этого был «Время первых» про Леонова. И каждый раз это очень мощный стимул. Потому что ты имеешь дело с реальным героем. И твоя выдуманная история должна быть в духе и в деталях достоверной. Интереснее чем жизнь придумать трудно, парадоксальнее чем жизнь придумать трудно.

3. Исследовать фактуру и источники

Мы потратили много времени, исследовали фактуру. Бесспорно, найдётся большое количество людей, которые скажут, что так вот не было, а вот тут было не так. Но, вы знаете, так много источников, и они такие разные о войне. Например, у нас в фильме есть сцена в лагере, в который попал Девятаев, там нашим офицерам сохраняли форму и награды, и они находились при своих регалиях. И, понятно, что первое ощущение — этого не могло быть, потому что у нас есть стереотип, что они все бритые и в робах. На самом деле это не так. Были лагеря, в которых содержали, прежде всего, лётчиков, очень ценных специалистов, которых немцы пытались завербовать. Поэтому они относились лукаво уважительно к их знакам отличия, пытаясь переманить на свою сторону.

4. Создавать зрелище. Не бояться искать новые формы для экшн-сцен

При подготовке фильма «Девятаев» мы были вынуждены придумать новый способ, как снимать такого рода кино. Мы использовали движки компьютерных игр, пилотов компьютерных игр, которые помогли нам создать воздушные бои. Операторы, которые летали внутри игры, следили за событиями, пытались уловить происходящее, и так снималась сцена боя. Этого никто никогда не делал в мире.

5. Герой должен оказаться перед выбором

История интересна выбором героя. Наш фильм «Девятаев» не только о победе над обстоятельствами, победе над врагом, но и победе над собой, унынием, сомнениями. Он сложнее, чем простые «стрелялки». Герои в течение фильма много раз оказываются перед сложным выбором, решают, что такое дружба, верность, честь. Это то, ради чего мы ходим в кино.

  

Правила хорошего военного кино продюсера Игоря Угольникова 

Благодаря Игорю Угольникову, продюсеру и генеральному директору студии «Военфильм», появились одни из самых сильных военных драм последнего времени: «Брестская крепость», «Батальонъ», «Подольские курсанты», «Девятаев». «Брестская крепость» получила 4 премии ТЭФИ и была признана одним из лучших фильмов года (согласно опросу ВЦИОМ). «Батальонъ» —  рекордсмен по количеству международных призов среди советских и российских военных фильмов, имеет награды европейских, азиатских и американских кинофестивалей, удостоен сразу четырёх наград премии «Золотой Орёл». Игорь Угольников признаётся — его задача создавать фильмы, достойные встать в один ряд с великими советскими кинокартинами о войне.

1. Достоверность

Фильмы о войне, прежде всего, должны быть достоверными. Не будет достоверности, зритель не поверит тому, что происходит на экране, и доверие российского зрителя к военному кино надо будет после таких недостоверных картин поднимать заново. Главное — достоверность. Это самый краткий путь к сердцу и разуму зрителя. 

2. Фильм должен давать надежду

Мы всегда, когда делаем фильмы о войне, говорим себе — где здесь надежда? Какая она должна быть? В чём она? Мы всегда должны надеяться, что вот этот персонаж, которого мы полюбили, останется живым. Мы должны сохранять эту надежду. Когда мы снимаем фильм о защитниках Брестской крепости, мы, к сожалению, знаем, чем там всё закончилось. А в истории Девятаева мы не знаем. Так же как не знали, чем закончилась история защитников Москвы в фильме «Подольские курсанты», что с ними будет дальше. Надежда должна питать наши зрительские сердца.

3. Создать эффект погружения, эффект зрительского участия

Это, безусловно, экшн. Эффект участия зрителей в фильме. В «Девятаеве» мы как будто вместе ведём эту «Аэрокобру», «Мессершмитт 109». Авиационные бои, которые снял Тимур Бекмамбетов —  невероятный экшн.

  

Правила хорошего военного кино режиссёра Игоря Копылова

Режиссёр масштабной военной драмы «Ржев» Игорь Копылов создал первый художественный фильм об одной из самых трагичных битв в истории Великой Отечественной войны. Долгое время о ржевской битве не решались говорить открыто, ведь потери были слишком велики. Картина «Ржев» — первая попытка собрать воедино все факты и рассказать, какой жестокой была оборона всего в трёхстах километрах от Москвы.

1. Пробиться к сердцу зрителя и заставить сопереживать

Важно пробиться к сердцу и душе зрителя, которые на секунду представят, что они там. Чтобы люди соединили себя с действующими лицами. Это моя самая большая задача. Можно развлечь, можно увлечь, можно удивить, а вот заставить сопереживать очень трудно. Большинство фильмов, которые остались в нашей душе и сердце, делали люди, прошедшие войну. И им не надо было ничего фантазировать, они это пережили. А сейчас важен человеческий и профессиональный опыт, чтобы как можно достовернее это воплотить.

2. Брать за основу яркие и масштабные события

Мы идём по самым ярким событиям, по самым знаковым, масштабным, потому что люди, идя в кино, требуют больших форм, батальных сцен. Сталинградская битва — всё ли рассказано? Нет. Ржев, Москва, блокада — много ли фильмов у нас о блокаде? Форсирование Днепра. Эта драматургия в очень страшных и жёстких обстоятельствах. И важно рассказать о человеке в этих нечеловеческих условиях. Как вырезали из консервных банок кресты, совершали фантастические подвиги.

3. Обязательно репетировать с актёрами перед съёмками

Когда мы готовились к съёмкам фильма «Ржев», мы прошли в Ржеве период репетиций. Мы снимали 41 день, и сначала мы всё отрепетировали с ребятами молодыми, которые очень многого не знали. Потом поехали на построенные декорации, окопы, деревню выстроенную, прошли всё ногами. Ни у кого не было никаких бумажек, все знали текст, все знали, что происходило на самом деле.

4. Актёры должны «присвоить» себе героя

Актёры должны присвоить характер, поведение героев. В повести Вячеслава Кондратьева «Искупить кровью» всего несколько персонажей, 4-5 человек, которые имеют имена. А все остальные… а как меня зовут? Никак. Актёры попросили меня взять имена своих дедов. У некоторых были фотографии, и они попросили, чтобы были элементы той одежды. Через эти детали картина практически ожила.

5. В современном военном фильме важно держать ритм

Сейчас всё ускорилось... Все быстрее считывают информацию. Есть какие-то фильмы, которые уже как коды считываются, и зритель говорит: «А что дальше?». Поэтому важно держать ритм.

  

Правила хорошего военного кино режиссёра Кима Дружинина

Фильм Кима Дружинина и Андрея Шальопа «28 панфиловцев» о легендарном подвиге советских бойцов при обороне Москвы в 1941 году — настоящее народное кино. Картина получила поддержку зрителей задолго до выхода в прокат — тысячи людей со всей страны присылали пожертвования на её создание. Российская военная драма имела большой успех. При бюджете в 150 млн рублей лента собрала в прокате 367 млн.

1. Стремиться к правдоподобности во всём

Самое важное в современном военном кино — правда человеческая. Правда о том, что действительно происходило, как к этому относились, что предпринимали для того, чтобы победить. Если мы говорим, например, о молодом зрителе, то он хорошо подкован технически. Очень хорошо разбирается в модификации танков и самолётов. И в фильме  надо подходить к техническому вопросу очень скрупулёзно. Честность, которую ты заложил, зрителями хорошо считывается.

2. Настроиться на эпоху

Люди, которые воевали — это совершенно другие люди. Они выглядели по-другому, у них были другие идеалы, другие разговоры. Поэтому настроиться на эту эпоху и то время для актёров — сложная задача. Мы совместно это пытаемся сделать. Надо кое-что почитать и посмотреть, как другие художники к этому времени относились.

3. Разобраться в том, как могло быть на самом деле

Когда мы работали над фильмом «28 панфиловцев», было важно разобраться в том, как это могло быть на самом деле, потому что конкретных документов об этом событии нет. Никто не знает, как это всё происходило. Почему такое небольшое количество бойцов смогло остановить армаду танков. Для нас было важно поминутно воссоздать события тех дней, чтобы зритель поверил в нашу историю и поверил нам.

4. Сочетать традиции советского кино с современными технологиями

«28 панфиловцев» мы постарались с Андреем Шальопа создать тем советским языком кино, к которому мы привыкли. И такой подход вкупе с использованием новых технологий дал интересный результат.

5. Погрузить зрителя в обстоятельства

Нам хотелось погрузить зрителя в ту же самую атмосферу, в которой находятся наши герои. Условно говоря, мы хотели зрителя посадить в траншею, и чтобы он из траншеи наблюдал за приближающимися танками. Именно для этого у нас такая длительная боевая часть. Мы старались сохранить некую документальность, чтобы с большей вероятностью погрузить зрителей в происходящее.

6. Выбрать стилистику военного фильма

Мы с режиссёром Андреем Шальопа сформулировали стиль фильма как фильм-памятник. И если вдумчивый зритель пересмотрит картину, он обратит внимание, что все ракурсы они как бы немного снизу. Точёные лица у всех героев.

7. Помнить, что война - это не всегда ужасы. Делать акцент на «светлых» моментах

Война — это жизнь, просто в обострённых обстоятельствах. Война — это не всегда ужасы. Хорошо бы рассказывать и о том хорошем, что давала определённая ситуация для людей. Все фильмы, даже полные ужасов, даже они в итоге про любовь. Просто некоторые считают, что к свету можно прийти только через тьму, а некоторые, — что просто надо идти на свет. И так, и так правильно.

Получайте еженедельный
дайджест на почту