Digital
Кто говорит? Дикторы опасаются «кражи» голоса искусственным интеллектом
Коммерсант | 31 января

Союз дикторов выступил с инициативой установить специальное регулирование синтеза человеческого голоса с помощью технологий искусственного интеллекта (ИИ). Дикторы говорят о случаях кражи их голосов и опасаются снижения доходов на фоне распространения технологий. Предлагается, в частности, ввести лицензии на использование определенного голоса. Компании, синтезирующие речь, говорят, что заботятся о легитимности технологии. Но юристы подтверждают, что голос никак не защищен от копирования.
Речь идет о технологиях, которые копируют голос человека на основе звуковой записи и позволяют в дальнейшем использовать его в голосовых помощниках, онлайн-синтезаторах и пр.
Члены союза предлагают закрепить запрет на отчуждение прав исполнителей при использовании голосового синтеза и перейти на лицензионные договоры «с четко определенным сроком действия», как в сфере защиты прав на товарный знак. Также предлагается закрепить норму о том, что запись синтезированного голоса может использоваться только в конкретном проекте.
В издательской группе «Эксмо-АСТ» считают, что опасения дикторов «не в полной мере оправданны». А глава VS Robotics (занимается решениями на базе речевых технологий) Дмитрий Теплицкий рассказал, что в теории синтезировать речь определенного человека можно и без многочасовой записи: «У нас есть опыт создания голосов знаменитых личностей на основе записей спектаклей, отрывков из фильмов, публичных выступлений. Здесь важно, чтобы записи были как можно более чистыми и сопровождались текстовой расшифровкой». Но для создания нового голоса для TTS (text-to-speech, преобразование текста в речь) компания все же отбирает дикторов и записывает их живой голос продолжительностью от пяти часов. Гендиректор ЦРТ Дмитрий Дырмовский отмечает, что компании-лидеры в области речевых технологий уделяют внимание легитимности его применения «и в целом этике ИИ».
По словам Юрия Федюкина, управляющий партнер Enterprise Legal Solutions: «Голос невозможно защитить от «копирования»: если имитирование само по себе совершается без преступного умысла, то за такое использование даже ответственности не предусмотрено. Понять дикторов можно, но с точки зрения закона реализация их инициативы невозможна просто в силу того, что законом защищается не голос, а фонограмма, созданная с его применением».